Однажды, когда в Москве стоили метро, случилось вот что.
Вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую вязкую землю - настоящее болото. Мягкая почва, а не возьмёшь никак. Ползёт. Обваливается. Вода кругом сочится, ручьями бежит.
Что делать? Стали думать, как дальше в таком грунте тонннель вести. Разные способы предлагали строители, но то дорого выходило, то не очень надёжно. А рисковать нельзя - под землёй люди, машины.
Помогли стоителям шахтёры. Они, оказывается, уже пробовали вести под землёй тоннели в таком опасном грунте.
Заморозили тогда подземное болото с помощью холодильных машин, оно стало совсем твёрдым. А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. Когда земля оттаяла и снова распустилась, то вода уже не смогла просочиться внутрь тоннеля.
Так впервые мороз помог московским метростроевцам.
С тех пор уже много раз пользовались этим способом, когда встречались на пути подземные болота - плывуны.
Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде. Ведь в тех местах почва болотистая, много подземной воды, а вокруг озёра и море рядом.
Но испытанный способ не подвёл. Теперь прекрасное метро в городе Петербурге!