Ганс Христиан Андерсен

Андерсен Г.Х.

Апрель 1805 года. Туман висит над датским островком Фионс. В воздухе разносится запах вереска и скрип сосен. Здесь в небольшом городке Оденсе родился мальчик. Вполне обычный датский мальчик из бедной семьи. Длиный нос и маленькие глазки, а также грустное выражение его лица - совсем не выделяли его красотой среди сверстников. Мог ли кто-то сказать тогда, что этот мальчик станет великим и непревзойденным Королем сказки!

Городок Оденсе, напоминал волшебный деревянный ларец. В нём жили в искусные резчики по дереву. Одним из низ был дед Андерсена. Он вырезал странные фигурки полу-людей - полу-животных: Сирен, Русалок, Нептуна, людей с головами птиц и летающих
коров. Дети его обожали, а взрослые считали сумасшедшим, а некоторые даже колдуном. Свои необычные фигурки он дарил всем желающим, и каждый мог с их помощью расслышать в себе сказку. Над сапожной мастерской отца Андерсена, висела красивая вывеска вырезанная дедом. Это был деревянный двуглавый орел, который всем своим видом сообщал: 'Мы шьем только парную обувь!' Маленький Гансу разглядывал каждую деталь деревянной резьбы домов и придумывал сказки о любой мелочи.

Маленький Андерсен бродил по всему городу, предаваясь своим фантазиям. Он мог часами просиживать у норки крота, надеясь поговорить с ним. Однажды кто-то подшутил над мальчиком, сказав ему, что под старой оденсенской мельницей есть подземный ход в Китай. И мальчик, вслушиваясь в шум мельничного колеса, ждал, что сейчас пробегут по улицам Оденсе городка китайцы в своих шелковых халатах со смешными шапочками на головах? 
Он верил в чудо и очень расстраивался, когда оно не происходило. 
В Оденсе было два места, куда Андерсен любил приходить, чтобы послушать сказки. Это собор с деревянным алтарем, вырезанным мастером Клаусом Бергом, и усадьба отставного капитана, украшенная пушками и фигурками деревянных солдат. Одни рассказывали старушки из богадельни, другие — седой моряк. На крыше усадьбы отставного капитана жил аист, и мальчик часто жаловался моряку, что не знает птичьего языка о, сколько бы ему мог рассказать летающий путешественник! Волшебные истории сочинял для мальчика и отец, во время работы под стук сапожного молотка.

Привычный быт семьи нарушила война. Отец Ганса ушел в наполеоновскую армию. Семья стала совсем обеднела, порой денег не хватало даже на еду.
Но Ганс не оставил своего увлечения - театр полностью овладел долговязым пареньком. Воображение мальчика позволяло ему придумать театральное действие, самому делать кукол для своих пьес, мастерить декорации и шить куклам костюмы. 
Он так хорошо овладел искусством шитья, что мама как-то раз сказала:
— Надо тебе подумать о будущем ремесле. Попробуй стать портным, у них всегда есть деньги.
— Нет! Я буду артистом! — категорически заявил мальчик.
Мама только головой покачала: 'Разве это работа?'

Война это всегда горе и страдание, и семью Андерсена оно не обошло стороной — отец вернулся с войны весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Ганс простился с матерью и, с несколькими монетками в кармане, отправился в Копенгаген, чтобы стать артистом. Но артистом он не стал, а стал гимназистом. В этом ему помогла одна знаменитая артистка, которой он безуспешно пытался показать свои артистические способности.
Гансу исполнилось шестнадцать. Единственное, что он умел — читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков. Теперь он оказался за партой с отпрысками знатных семей. Ох, и доставалось же от них долговязому ученику-переростку! "Я чувствовал себя тонущей собакой, — вспоминал он позднее, — в которую дети ради забавы кидают камни". Из этого страшного быта родилась не обида, а сказка — "Гадкий утенок".

Закончив гимназию, а затем и университет, Ганс начал издавать книги. На свои первые гонорары Андерсен отправляется в путешествие за границу. Во время своей поездки Андерсен познакомился и подружился со знаменитыми людьми искусства своего времени - Гюго, Гейне, Диккенс, Гете, братья Гримм, Бальзак, Дюма, Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини, Лист. Все они были просто очарованы его сказками и преклонялись перед его талантом сказочника.

Но как говорится, нет пророка в своем отечестве. На родине, в Дании, признание пришло позднее. Когда Андерсену исполнилось 50 лет, ему был поставлен памятник, за который сказочник обиделся на скульптора Огюста Сабё — он был изображен сидя в кресле, окруженный детьми. Сам Андерсен считал себя писателем для взрослых.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого и высокого.